Программа
научного общества
«Эврика»
Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования «НО «Эврика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.
Программа направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и исследовательских способностей, на формирование деятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
- в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося. Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.
Место данной программы является неотъемлемой частью общеинтеллектуального развития школьников. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Цель программы:
- Повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся,
- Формирование навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
- этой программы в том, что социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
Программа позволяет:
- формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
- формировать у детей учебную мотивацию;
- диагностировать интеллектуальное развитие детей;
- реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая значимость:
- Стимулирует творчество и самостоятельность
- Сочетает коллективное и индивидуальное творчество
- Реализует принципы сотрудничества
- Открывает возможность формирования жизненного опыта
- Развивает личность ребенка
Основные задачи и направления деятельности НО:
1. Формирование школьного научного сообщества со своими традициями;
2.Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
3. Содействие профессиональному самоопределению учащихся;
4.Углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;
5. Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов;
6. Проведение исследований, имеющих практическое значение;
7. Разработка и реализация исследовательских проектов;
8. Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
9. Формирование представлений о природном и социальном окружении человека, умений вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
10. Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, обработки результатов и их презентации;
11. Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
12.Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
13. Выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
14. Разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы и выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
15. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
16. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
17. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
18. Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
19. Совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
20. Повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
21. Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающего приоритетные задачи воспитания и обучения;
22. Вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
23. Сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
24. Глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
25. Формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- Приобретение коммуникативных умений;
- Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации.
Деятельность НО по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:
- систематичность и последовательность в освоении знаний и умений;
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда;
- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;
-принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека; -принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;
- принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;
-принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;
- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями;
- принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию);
- принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников);
--принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
-принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
-принцип ориентации на успех;
-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью)
Технологии:
-Информационно-коммуникативные технологии
-Проектная деятельность
-Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Формы контроля
- Проект и исследовательская работа
- Буклет, рисунок, реклама, видеоролик и др.
- Презентация
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Поисково-исследовательский.
4. Метод интерактивного обучения.
Характеристика методов исследования:
Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств
Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.
Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.
Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…
Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.
Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.
Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.
Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.
Моделирование может быть предметным и знаковым.
В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.
При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.
Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.
Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем
Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.
Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.
Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.
Работа с научной литературой.
Подходы обучения: системно-деятельностный подход
Основные направления развития НО.
Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут открыть сами и исследовать.
Содержание и организация работы
научного общества «Эврика».
1.Составление программ и разработка проектов и тем исследований.
2. Участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках.
3.Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций.
4.Выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами.
5.Встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек.
6.Подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.
Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:
1. Изучение теоретического материала.
2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3. Формулировка рабочей гипотезы.
4. Освоение методики исследования.
5. Сбор собственного экспериментального материала
6. Обработка материала.
7. Обобщение, анализ, выводы.
8. Представление исследовательской работы.
Содержательные линии программы:
- Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.
- Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
- Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
- Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.
Первый этап- формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
В основе методов проекта и исследований положены:
- Умение находить решение проблемы творчески
- Развитие познавательных умений и навыков учащихся
- Умение ориентироваться в информационном пространстве
- Умение самостоятельно конструировать свои знания
- Умение критически мыслить
Этапы работы над проектом
- Мобилизирующий этап ( пропедевтика, подготовка)
- Основной этап (актуализация знаний, планирование работы, исследовательская деятельность, результаты и выводы)
- Представление готового продукта (итоговое занятие, буклет, презентация, рисунок)
- Оценка процессов и результат работы.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
-применение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения;
-формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны научиться:
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию, делать выводы;
Обучающиеся должны уметь:
использовать основные исследовательские методы:
- поиск информации,
- сбор и обработка данных,
- научное объяснение полученных результатов,
- видение и выдвижение новых проблем,
- выдвижение гипотез,
- способов их решения.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:
- видеть проблему;
- самостоятельно ставить задачи;
- работать с литературными источниками;
- планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
- овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Формы работы:
1. индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях:
1) отдельные задания; создание спецкурсов, системы творческих и практико-ориентированных заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников);
2. групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам; обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности; разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов; организация выставок, проведение научных семинаров и конференций; изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.
3. массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок; создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.
Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки. По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.