Содержание программы 2
класс.
Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий.
Знакомство с
оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник,
компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта
местности и др. Правила ведения
полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых
явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время
проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность,
сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его
цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений.
Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде
чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей
друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси. Упражнения для
развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим,
подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка
вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник,
простой карандаш, ластик, повязки на
глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей),
аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
—работать с
различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения
в природе наблюдений и измерений;
—использовать
полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов
или явлений;
—вырабатывать в
себе личностные качества, необходимые для работы на природе
(внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
—применять правила
поведения на природе во время учебных занятий и в
повседневной жизни;
—выполнять
измерения различных величин (на примере массы или температуры);
—составлять план
проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа
в наших ощущениях
Каждый человек
связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное
восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим
миром. Восприятие цвета и формы различных при-
родных объектов. Цвета леса.
Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и
кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы
оттенков зелёного цвета — основного цвета леса коричневого — цвета
коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность
линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь»,
«стройность», «соразмерность». Гармоничное
сочетание в организме растений и животных отдельных частей,
пропорциональность форм.
|