Пояснительная записка.
Общая
характеристика. «Моя первая экология» — интегрированный курс для
младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений
форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его
познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление
младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования
ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ
экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Место в учебном
плане. Изучение целесообразно начинать в начальной школе с
2 класса: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором
я живу». Объём занятий в каждом классе 33 ч. Программа дополняет и расширяет
содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт
межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря
введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Ценностными
ориентирами содержания в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия
окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной
ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение
местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей
среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к
окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания
природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с
выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и
сохранению ближайшего природного окружения.
Личностными
результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к
изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы
различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры
декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе,
осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения
природы.
Метапредметными
результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации
учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы,
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской
деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его
плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,
формулировка выводов по результатам
исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что
включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с
учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной
знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом
межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а
также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными
результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность
представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения
взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем
элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых
представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми
организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение
базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных
наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных
знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для
осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и
социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за
растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка,
за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры,
дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных
представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
|