Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство общения» разработана на основе:
1.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
2.Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) МОУ «СОШ №20», утвержденной приказом №201от 30.08.2014 г.;
3.Д.В.Григорьев, Н.П.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор
1. Актуальность курса
Изменения, которые происходят в обществе, существенно преобразили все стороны человеческой жизни, социальную ситуацию развития подрастающего поколения.
В современных условиях изменяющемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. С другой стороны, в обществе наблюдается расширение социальных проблем, деструктивно влияющих на личность, что требует от современного человека особой устойчивости, жизнеспособности.
2. Цели и задачи курса
Цель: развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской
Задачи:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
- формирование активной жизненной позиции личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
- развитие умения и навыков конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности; позицией.
1.4. Место курса Занятия для обучающихся 7 классов содержат задания, которые выполняются в игровой форме. Данный прием позволяет поддерживать интерес к работе. На уроках занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание происходит, в результате чего, ученики избавляются от “отметочной психологии”, у них формируется отношение к этим занятиям как средству развития своей личности.
Занятия по данной программе рассчитаны на один год в количестве: 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу);
3. Описание ценностных ориентиров
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Искусство общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
- Воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- Формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
- Развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности
- Учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов
деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной
- Использование норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- Формирование адекватного отношения к просьбам, чувствам, приветствиям, замечаниям, возражениям, отвержениям и принятию помощи других и т.д.;
- Формирование адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
- уметь взаимодействовать с другими людьми
- способность к обучению
- умению управлять своими эмоциями
- вести здоровый образ жизни
- обладать гражданской позицией.
- чувствовать сопричастность в судьбе страны.
- испытывать гордость за свою страну
- уметь самостоятельно строить свою жизнь
4. Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий
Данные занятия проводятся в 7 классе классным руководителем. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения.
Для оценки эффективности занятий , возможно использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность и, следовательно, выше развивающий эффект;
- Особенности поведения обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты уроков.
5. Информация о видах деятельности, направленных на достижение конкретного уровня результатов
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность
6. Формы подведения итогов работы
- Участие в различных мероприятиях
- Заполнение портфолио
- Творческий отчет
7. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
- умение извлекать информацию из различных источников.
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Искусство общения».
Социальное направление деятельности
День знаний. Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны».
Самоопределение: занятость в кружках и секциях, внеурочной деятельности. «Урок толерантности». Классный час «Отцы и дети». Классный час «Ориентация в жизни». Классный час «Как стать успешным».
Здоровьесберегающее направление деятельности
Классный час «Готов к труду и обороне». Дискуссия «Мир без наркотиков». Классный час о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Беседа «1 декабря - День борьбы со СПИДом». Внутриклассные спортивные соревнования «Быть здоровым – модно»
Нравственное и духовное направление деятельности
Беседа «Преподобный Сергий Радонежский. Классный час «Богородицу и мать будем славить, величать», посвященный Дню матери.
Формирование коммуникативной культуры
Поздравление учителей с Днём Учителя. Подготовка к Новогоднему КВНу. Новогодний огонек «Веселья час». Практикум «Учимся разрешать конфликты». Внеклассное мероприятие «Народные традиции масленочной недели». Праздник «Масленица – праздник здоровой души».
Правовое направление деятельности
Подготовка к конкурсу школьных агитбригад по ПДД. Классный час « 4 ноября - День единства». Дискуссия «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях».
Культуро-творческое и эстетическое направление деятельности
Подготовка к выставке рисунков «Свет Рождественской звезды». Изготовление поделок «Рождественская елка». Посещение библиотеки.
Гражданско-патриотическое направление деятельности
Подготовка к военно – спортивной игре «Путь к генералу». День отечества: урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать». Урок отечества «Защитники Родины». Смотр строя и песни посвященный дню победы «Солдаты в путь!»
Экологическое направление деятельности
Беседа «Природа - наш дом». Классный час «Покормите птиц зимой». Подготовка к акции «Сделай скворечник».
Трудовое направление деятельности
Школьный субботник «Чистый школьный двор» Участие в весенней неделе добра «Спешите делать добро».
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийное оборудование, интернет
7. Список литературы:
http://festival.1september.ru/articles/418358/
http://ru.convdocs.org/docs/index-138819.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-270814.html
http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/kurs-prakticheskih-zanjatii-po-formirovaniyu-uspeshnosti-obuchenija-studenta-i-uchenika.html
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Искусство общения» на 2016 - 2017 учебный год.
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки проведения
|
Планируемая дата
|
Фактическая дата
|
1
|
День знаний. Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны»
|
01.09.
|
|
2
|
День Здоровья. Дискуссия «Мир без наркотиков»
|
08.09
|
|
3
|
Выборы актива класса и членов в совет самоуправления школы.
|
15.09
|
|
4
|
Беседа «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»
|
22.09.
|
|
5
|
Беседа «Что такое милосердие»
|
29.09.
|
|
6
|
Дискуссия «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»
|
06.10.
|
|
7
|
Беседа «Преподобный Сергие Радонежский»
|
20.10
|
|
8
|
Подготовка к конкурсу школьных агитбригад по ПДД
|
27.10
|
|
9
|
Классный час « 4 ноября - День единства»
|
03.11
|
|
10
|
Классный час «Богородицу и мать будем славить, величать» посвященный Дню матери.
|
10.11.
|
|
11
|
Классный час «Права детства»
|
17.11
|
|
12
|
Беседа «1 декабря - День борьбы со СПИДом»
|
01.12
|
|
13
|
Беседа «Природа - наш дом»
|
08.12
|
|
14
|
Подготовка к Новогоднему КВНу
|
15.12
|
|
15
|
Подготовка к выставке рисунков «Свет Рождественской звезды»
|
22.12
|
|
16
|
Новогодний огонек «Веселья час».
|
29.12
|
|
17
|
Беседа «Правила поведения в школе, в общественных местах, ПДД, ППБ.
|
12.01
|
|
18
|
Классный час «Отцы и дети»
|
19.01
|
|
19
|
Классный час «Покормите птиц зимой»
|
26.01
|
|
20
|
Урок толерантности
|
02.02
|
|
21
|
Подготовка к конкурсу чтецов «Любви все возрасты покорны»
|
09.02
|
|
22
|
День отечества: урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать»
|
16.02
|
|
23
|
Практикум «Учимся разрешать конфликты»
|
02.03
|
|
24
|
Поздравление с учителей и учениц с праздником «8Марта»
|
09.03
|
|
25
|
Праздник «Масленица – праздник здоровой души»
|
16.03
|
|
26
|
Классный час «Как стать успешным»
|
23.03
|
|
27
|
Посещение библиотеки
|
30.03
|
|
28
|
Подготовка к акции «Сделай скворечник»
|
06. 04.
|
|
29
|
Классный час о вреде курения, алкоголя, наркотиков
|
20.04
|
|
30
|
Внутриклассные спортивные соревнования
«Быть здоровым – модно»
|
27.04
|
|
31
|
Участие в весенней неделе добра «Спешите делать добро»
|
4.05
|
|
32
|
Школьный субботник «Чистый школьный двор»
|
11.05
|
|
33
|
Смотр строя и песни посвященный дню победы «Солдаты в путь!»
|
18.05
|
|
34
|
Беседа «Правила поведения в общественных местах, комендантский час, поведение на водоемах, ПДД, ПББ
|
25.05
|
|
Итого: занятий – 34
|
|