Формирование мировоззренческой направленности
познавательных интересов старшеклассников.
Включение в процесс обучения межпредметных связей как стимула познавательного
интереса качественно преобразует другие его стимулы. Это происходит в силу
того, что учебный процесс представляет собой систему, в которой все компоненты
находятся в структурно-функциональной связи и изменение одного из них нарушает
эти связи и вызывает необходимость системного подхода к организации всего
процесса. Включаемые в содержание урока межпредметные связи усиливают его
новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и
прежние знания в систему. Связи смежных курсов позволяют глубже проникнуть в
сущность предметов, раскрыть, например, причинно-следственные,
физико-химические связи в биологических процессах. Это дает возможность полнее
показать историю науки, методы и достижения современной науки, в которой
усиливаются интеграция знаний и системный подход к познанию. Укрепляя
стимулирующее содержание уроков, межпредметные связи активизируют и процесс
усвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становится наглядной
практическая нужность и полезность знаний по всем предметам. Осознание нужности
знаний надежно укрепляет интерес к их углублению и расширению. Сам процесс
познания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительные
процессы, служит источником устойчивого' интереса школьников. Межпредметные
связи усиливают обобщающий характер содержания учебного материала, который
требует изменения и методов обучения.
Межпредметные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса,
связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и
творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению
новыми умениями. Преобразуя методы обучения, МПС оказывают влияние на изменение
и его организационных форм. Возникает потребность в коллективных формах
организации учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают решение
межпредметных проблем, создавая условия для проявления знаний и интересов
учащихся по другим предметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность
деятельности, как известно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В
коллективных формах учебной работы активно действуют стимулы познавательного
интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса:
эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная
поддержка в деятельности, элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И.
Щукина).
В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные связи
(содержательные, операционно - деятельностные, организационно - методические)
выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают как стимул
интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других положительных стимулах,
идущих от содержания, деятельности и отношений. Учебная деятельность с опорой на
межпредметные связи вызывает непосредственный интерес к урокам. Осуществляясь
систематически, они становятся условием формирования устойчивых познавательных
интересов школьников. Такие умения формируются на основе установления
межпредметных связей, когда учитель предлагает задачи типа «дать критику»,
«доказать», «обосновать», «аргументировать вывод» и т. п. Оценочный фактор в
познании стимулирует интерес и активность учащихся.
Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно формирует устойчивые
широкие мировоззренческие познавательные интересы, что особенно ценно для
всестороннего развития личности старшеклассника.
Мировоззренческая направленность познавательных интересов — это устойчивое
стремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей, объясняющих
отношения «личность и общество», «природа и общество», «человек и труд».
Процесс формирования мировоззренческой направленности познавательных интересов
включает этапы:
I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные
связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов
проблемности;
II. развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей,
формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;
III. укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе
постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся
(система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).
Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в деятельности на
основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием
мировоззренческих, ценностных ориентаций личности, регулирующих ее социальную
активность.
Средства
реализации межпредметных связей могут быть различны:
- вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на
воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их
применение при усвоении нового материала.
- межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных
предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с
определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они
способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию
умений выявить причинно-следственные связи между явлениями.
- домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на
размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий,
составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного
характера.
- межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы,
плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных
предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.
- химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и
химические явления, происходящие в них.
Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации
учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар,
комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.
Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция;
урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др.
Необходимость межпредметных связей в обучении бесспорна. Последовательное и
систематическое их осуществление значительно усиливает эффективность
учебно-воспитательного процесса, формирует диалектический способ мышления
учащихся. К тому же межпредметные связи – непременное дидактическое условие
развития у них интереса к знаниям основ наук, в том числе и естественных.
|