Инновации
в образовании
Нововведения, или инновации, характерны
для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно
становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не
возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического
опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть
стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии
целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора
школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских
процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических,
компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих
педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный
процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают
функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной
психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности
учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные
знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На
этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации
педагогических инноваций.
Понятие "инновация"
означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс
предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому
процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и
формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и
учащегося.
В понимании сущности инновационных
процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема
изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и
проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно,
предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны
лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов,
рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом
инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических,
так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и
практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по
созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь,
следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора,
разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических
технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает
целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег
или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Критерии
педагогических инноваций
Формирование инновационной
направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих
судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание
имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность
критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой
результативности, возможности творческого применения инновации в массовом
опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение
как к оценке научных педагогических исследований, так и передового
педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в
инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность
предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно
новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо
подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом
добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических
характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную,
условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения
(М.С.Бургин).
Введение оптимальности в
систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и
средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут
добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного
труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической
инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических,
умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как
критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов
в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и
фик-сируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот
критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и
воспитания.
Возможность творческого
применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий
оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая
идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения,
обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или
спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о
педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом
педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных
учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут
быть рекомендованы к массовому внедрению.
Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке
педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества.
Четкое представление о содержании и критериях
педагогических инноваций., владение методикой их применения позволяют как
отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать
и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз
приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по
прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось
приказом и распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной
среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной
комплексом мер организационного, методического, психологического характера,
обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие
такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности
учителей, в их слабой информированности по существу педагогических
нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом
коллективе снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововведениям,
помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная
среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим
инновациям.
|