Межпредметные учебные проблемы
Межпредметные связи возможны в обучении на уровне передачи готовых знаний.
Но особую значимость имеют межпредметные связи в проблемном обучении
старшеклассников. В юношеском возрасте усиливается потребность в философском
осмыслении мира, возникает стремление разобраться в окружающем и самом себе.
Психологи и педагоги отмечают высокий интерес старшеклассников к мировоззренческим
проблемам.
Формирующееся мировоззрение оказывает влияние на всю познавательную
деятельность и её мотивацию. «Юношеский возраст характеризуется... не просто
увеличением объёма знаний, но и громадным расширением умственного кругозора
старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести
многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам»(16).
Особенности мышления, интересов, общей позиции старшеклассников в учении
создают предпосылки их активного, нередко стихийного
включения в установление межпредметных связей, когда возникают непроизвольные
попытки синтеза многообразных предметных знаний, поиск их связей в реальной
действительности.
2. Понятие межпредметной учебной проблемы.
Понятие учебной проблемы утвердилось в дидактике в результате
исследования М.И. Макмутова(1975г.). Он рассматривал её как форму
реализации принципа проблемности в обучении. Поиск путей комплексного
осуществления межпредметных связей в предметной системе обучения показал
необходимость использования понятий межпредметная учебная проблема.
Термин «межпредметная» означает, что сформулированная учебная проблема
охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в
процессе решения. Комплексность конкретизирует проблему по трём параметрам:
1. включение определённого
комплекса знаний и умений из разных учебных предметов;
2. осуществление
совокупности видов межпредметных связей;
3. решение в комплексе задач
образования, развития и воспитания учащихся с помощью межпредметных проблем.
Межпредметная комплексная учебная проблема - это форма отражения
логико-психологического противоречия процесса усвоения в предметной системе
обучения, реализующего межпредметные связи, объединённые общепредметной идеей и
нацеленные на достижение единства их образовательных, развивающих,
воспитывающих функций.
Межпредметные комплексные учебные проблемы - это эффективное средство
формирования мировоззренческих представлений учащихся о целостной
научно-философской картине мира и вооружения их методологией его системы
познания. Стержень межпредметных проблем составляют общепредметные идеи,
которые находят в проблеме конкретную форму выражения. Под углом зрения этих
идей в рамках межпредметной проблемы происходит обобщение, включение в
новые связи фактов, понятий, теоретических положений, изучаемых в различных
предметах. На фоне предметной системы знаний возникает новый комплекс знаний,
который отражает тенденции интеграции науки.
Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении - это
выдвижение межпредметных комплексных учебных проблем и их
последовательное решение с помощью межпредметных познавательных задач.
Решение разных по содержанию межпредметных проблем предполагает организацию
учебного процесса как дидактической системы. В дидактике сложилось
представление о дидактической системе как о системе принципов организации
учебного материала и учебного процесса (Л.В.Занков, М.И.Махмутов).
Дидактическая система, направленная на решение межпредметной комплексной
учебной проблемы, ограничена содержательно-временными и предметными рамками. Её
организация подчиняется принципам проблемности, коллективности, комплексности.
Проблемность означает систематическое решение межпредметных познавательных
задач, коллективность - организацию коллективной деятельности учителей и
учащихся при выдвижении и решении таких задач, комплексность - осуществление в
единстве различных видов и функций межпредметных связей. Межпредметные связи
составляют важнейший фактор перестройки содержательно-логической структуры
учебного материала с позиции мировоззренческих идей. Возможны три дидактических
варианта перестройки учебного материала предметов на основе принципа
проблемности при осуществлении межпредметных связей: тематический, проблемно-тематический,
широкий проблемный.
Тематический подход - это использование межпредметных познавательных задач,
проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и основных понятий
учебной темы курса. При этом сохраняется заданная в программах логическая
структура материала, в которой благодаря ретроспективности и перспективности
межпредметным связям возникают новые компоненты знаний, новые их связи
локального характера. Перестройка учебного материала ограничивается отдельными
уроками или их фрагментами. Тематический подход обеспечивает органическое
единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний. При переходе от одной
учебной темы к другой происходит развитие межпредметных связей и знания
учащихся приобретают всё большую степень обобщённости, глубины, мобильности,
повышается их мировоззренческое значение.
Проблемно-тематический подход - это выдвижение общей для учебной темы
межпредметной проблемы и её поэтапное решение на уроках темы. При проблемном
подходе основной единицей учебного познания становятся учебная проблема с её
логикой решения. Перестройка учебной мировоззренческой идеи, отражённой в
межпредметной проблеме, охватывает почти все уроки темы. Логика решения учебной
проблемы требует широкого использования внутрипредметных связей, которые
повышают уровень обобщённости предметных знаний и обеспечивают включение не
только понятийных, но и теоретических, философских, идейных межпредметных
связей.
Широкий проблемный подход - это выдвижение общей для ряда учебных предметов
и тем межпредметной проблемы и её последовательное решение в индивидуальной или
коллективной работе учителей. Широкие межпредметные проблемы отражают общие для
предметов учебно-воспитательные задачи и требуют взаимодействия учителей
в создании общей программы учебного процесса как дидактической системы, в
планировании уроков, раскрывающих общую проблему. Организация учебного процесса
включает этапы:
1. создание общей программы, определяющей основные направления в содержании,
методах и формах учебной работы на уроках по предметам, между которыми
устанавливаются связи;
2. конкретизация общей программы на отдельных уроках и темах смежных курсов,
определение динамики межпредметных познавательных задач по этапам решения
проблемы;
3. осуществление программы обучения, введения корректив на основе обратной
связи путём взаимоконтроля учителей разных курсов.
Создание общей программы в свою очередь предполагает: 1) выбор учебной
проблемы мировоззренческого характера; 2)определение системы межпредметных
понятий, раскрывающих содержание проблемы, установление взаимосвязей межлу ними
и последовательности введения в разных предметах; 3) выделение ступеней решения
проблемы через более частые проблемные вопросы, развивающие определённые
понятия на конкретном учебном материале разных курсов; 4) разработка основных
этапов познавательной деятельности учащихся, формируемых межпредметных умений и
общего направления методики обучения в работе учителей; 5) установление системы
предметных уроков, связанных логикой решения межпредметной проблемы.
|