Воскресенье, 06.07.2025, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Лебедевой Натальи Ивановны

Категории раздела
Мои статьи [28]
Религиозные конфессии в России [2]
Характеристика религий в России
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии

Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии 

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Учитель географии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в учебных курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд действий:

1) Изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому географическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.

2) Поурочное планирование межпредметных связей с использованием тематических планов.

3) Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках.

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.

 5) Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

        Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная  в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе - интегрированные уроки.

«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких - либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состо­ит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или не­скольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина рас­крытия материала, последовательность его изучения. Сроки изуче­ния различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисци­плинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нару­шена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уро­ки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

 

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Часто таким урокам предшествует организация опережаю­щих домашних заданий, которые предлагаются отдельным учени­кам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, ки­нофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точ­ки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподне­сти содержание дисциплин. Забота о построении содержания единого курса географии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязей с другими учебными предметами.
 В современной школе существует несколько направлений и уровней интеграции. Это, во-первых, появление новых курсов, ро­ждение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существова­ния. Во-вторых, появляются разовые интеграционные уроки разно­го уровня и характера.

Выделяют следующие типы уроков для детей разного возраста:

- урок-игра;

- урок-беседа;

- урок-наблюдение или урок-исследование;

- урок-передача;

- уроки-литературно-музыкальные композиции;

- урок-открытие;

- урок-конференция.

Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует со­гласованных действий учителей.   

 Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегриро­ванных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.

 

Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятель­ности учителей и учащихся и представляет собой действенную мо­дель активации мыслительной деятельности и развивающих прие­мов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.

Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalia70 (20.12.2012)
Просмотров: 1535 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz