Планирование и пути реализации межпредметных
связей в обучении географии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных
методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и
учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике
обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии,
физики, биологии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и
т.д.
Учитель географии с учетом общешкольного плана учебно-методической
работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в
учебных курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд действий:
1) Изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому
географическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов,
чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.
2) Поурочное планирование межпредметных связей с использованием
тематических планов.
3) Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных
связей на конкретных уроках.
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации
обучения.
5) Разработка приемов контроля
и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
Межпредметные связи –
важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения
самая эффективная в настоящее время
форма реализации межпредметных связей при изучении
комплексной проблемы в школе - интегрированные уроки.
«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в
целое каких - либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области
различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состоит в
том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных
предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее
определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его
изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных
дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика
изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить
после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля
участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в
зависимости от предмета) выбирается ведущим.
Задача учителя, планирующего интегрированный
урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные
выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой
целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят
аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы,
распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти
обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого
мышления.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих
домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из
предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою
особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по
одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум
дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка
выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и
обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена
видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов,
кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.Интеграция помогает сблизить предметы,
найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести
содержание дисциплин. Забота о построении содержания единого курса географии,
усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязей с другими
учебными предметами.
В современной школе существует несколько
направлений и уровней интеграции. Это, во-первых, появление новых
курсов, рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда
предметов с сохранением их независимого существования. Во-вторых, появляются
разовые интеграционные уроки разного уровня и характера.
Выделяют следующие типы уроков для детей разного
возраста:
- урок-игра;
- урок-беседа;
- урок-наблюдение или урок-исследование;
- урок-передача;
- уроки-литературно-музыкальные композиции;
- урок-открытие;
- урок-конференция.
Подготовка всех типов уроков очень
трудоемка и требует согласованных действий учителей.
Результатом
проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей.
А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На
интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни,
беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков
помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Таким образом, интегрированное обучение создает новые
условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель
активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно
требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и
эффективность восприятия учащимися учебного материала.
Интеграция становится для всех ее участников: учителей,
учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия,
которые помогают продвигаться к общей цели
|