Соревновательность как фактор развития личности.
Склонность ребенка к соревновательности отмечали многие ученые. Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".
Источник склонности к соревновательности у детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками.
Соревноваться — это естественно для человека. Состязательность имеет биологические причины и встроена в социальный контекст. Принцип состязательности лежит в основе игры и культуры, и дети всегда будут соревноваться — кто быстрее, кто сильнее, кто придумает самое смешное стихотворение, кто получит больше «пятёрок» за четверть принцип состязательности находится в основе системы образования, он входит в противоречие с целями, которые многие современные педагоги стремятся достичь — вырастить личность со множеством компетенций, готовую к коммуникациям, к тому же инициативную и способную заниматься самообразованием всю жизнь..
Конкурс, конкуренция подрывает основную цель образовательного процесса, согласно которой все обучающиеся должны научиться тому, чему их учат. Не только самые способные.
Когда ученики соревнуются за победы в олимпиадах, в спортивных соревнованиях, мы словно убеждаем их в том, что одни могут учиться больше, а другие могут меньше. Тот, кто занимает первое место, думает, что следующий за ним учится меньше (меньше старался), а обучение превращается в игру, в которой главное — выигрыш.
Конкуренция наглядно демонстрирует школьникам, что быть первым гораздо важнее и приятнее, чем получать знания. Кроме того, если кто-то оказывается впереди, кто-то, естественно, оказывается последним. Значит, повышение самооценки одного всегда ведёт к занижению другого.
Если ученик мотивирован только таким внешним фактором, как победа, его внутренняя мотивация молчит. А ведь именно внутренняя мотивация — это необходимое условие для обучения, без неё не будет самостоятельности в постановке целей, инициативности и других замечательных качеств, которые необходимы человеку во взрослой жизни.
В школьной жизни есть место для конкурсов и соревнований. Они являются источником мотивации, эмоций, способом организовать проектную деятельность, возможностью для детей проявить себя. Кроме того, во время любого соревнования можно учить учиться: показать, как важны настойчивость и усилия, как нужно объединяться и работать командой, что главное — не победить кого-то, а самому стать в чём-то лучше. Если иметь в виду, что вся наша жизнь — это конкуренция, то на примере школьных соревнований детям самое время понять, что в таких условиях надо постоянно развиваться, учиться и дружить.
Внутри коллектива постоянно действует дух соперничества. Либо, в учебной деятельности – кто умнее (рейтинг учащегося), либо в спортивной – кто более сильный, ловкий, меткий, либо в творческой – хорошо поет или танцует. Те ребята, которые не могут себя проявить ни в одном направлении, испытывают дискомфорт и замыкаются в себе.
Между школьными коллективами также устанавливается конкуренция. Одни учащиеся класса более спортивные и постоянно выигрывают в эстафетах, другие гуманитарии и побеждают в интеллектуальных соревнованиях. Такая борьба, не может быть использована в личных, близких отношениях.
Соперничество не приносит долгосрочных результатов, те кто сегодня проиграл, могут потом отказаться от сотрудничества. Дети легко ранимы, личность еще не сформирована, неудачи оказывают негативное воздействие на психику ребенка, поэтому нужно выявлять способности каждого ученика и развивать их.
|