ВОСКРЕСЕНСКИЕ УСАДЬБЫ
Усадьба
Спасское
Усадьба Спасское, расположенная на
левом берегу Москвы-реки напротив села Константинова. Она представляет собой
прекрасный архитектурный памятник. Усадьба основана в XVIII веке помещиками Толстыми. В первой
половине и середине XIX века она принадлежала государственному деятелю Николаю Михайловичу Смирнову
(1807—1870) и его жене Александре Осиповне Смирновой-Россет. Летом 1851 года во флигеле усадьбы
жил Николай Васильевич Гоголь, работая над вторым томом «Мёртвых душ». В 70-е
годы XIX века флигель был надстроен вторым этажом. В 1871 году владельцем
усадьбы стал В. П. Орлов-Давыдов,
который сразу же приступил к строительству главного дома. Проект двухэтажного
деревянного усадебного дома был разработан Робертом Андреевичем Гёдике и внешне был похож на дворцы эпохи
Возрождения. Строительные работы были завершены в 1872 году. На
сегодняшний день от прежнего здания остались только деревянные оштукатуренные
двухэтажные крылья. Центральный корпус, исключая подвалы, выгорел дотла при
пожаре 1961 года и был
заменен одноэтажным кирпичным строением, не выдерживающим общий архитектурный
стиль
Хозяйственный
блок, отделенный от усадьбы парком, был возведен во второй половине XIX
столетия. В глубине парка, окружающего усадьбу, находятся «змеиные» ворота, характерный элемент
садово-паркового искусства эпохи романтизма, которые ведут на парадный двор.
Однопролетные с караульным помещением в одном из устоев, они сложены из дикого
необработанного камня и встроены в среднюю, наиболее высокую часть земляной
насыпи. Последними хозяевами усадьбы, вплоть до 1917 года, были князья Ливен. В 1908 году Спасское посетили русский живописец Константин Алексеевич Коровин и актёр Василий Иванович Качалов. В годы Великой Отечественной войны особняк
усадьбы был отведен под детский приют для сирот. По окончании войны на
территории дворянского гнезда был образован ДОЛ «Пламя». На
данный момент усадьба не используется.
Усадьба Кривякино
В нашем городском парке стоит двухэтажный дом с мезонином, фасадную часть
которого украшают колонны. Когда-то он являлся частью усадьбы Красное Сельцо,
связанной с именем знаменитого русского писателя, автора исторических романов
И.И.Лажечникова.
Усадьба Кривякино была основана в XVIII веке генерал-майором Александром
Гавриловичем Замятиным (Замятниным). Сперва усадебный дом был деревянный (если верить
изображению усадьбы на Становом атласе Коломенского уезда), на рубеже 70—80-x годов XVIII века на его месте был
воздвигнут каменный дом по проекту Ю. М. Фельтена. Кирпичное,
отштукатуренное здание, выстроено в стиле барокко с чертами раннего классицизма.
В 1797 году Кривякино перешло во
владения князя Б. М. Черкасского. На рубеже XVIII-XIX веков владельцем усадьбы
стал коллежский асессор Николай Александрович Беклемишев, но владел им недолго. В
документах на усадьбу того периода впервые упоминается о парке, существующим и
поныне. Кроме того, зафиксировано новое название усадьбы — «Красное сельцо».
В начале XIX века усадьба была
приобретена Иваном Ильичом Лажечниковым — коломенским купцом, отцом известного
русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова — на имя Николая Васильевича
Обрескова, начальника Московской губернии. С Кривякино связано детство и юность будущего писателя. Впоследствии
он трижды посетит Кривякино — в 1854, 1856 и 1858 годах.
Нестабильное финансовое положение и
проблемы со здоровьем вынудили Лажечникова-старшего отказаться от имения. Но
продала его не вдова купца, а номинальные владельцы — наследники Н.В.Обрескова,
его племянники: «полковник и кавалер
Василий, отставные полковник и кавалер Пётр, Гвардии юнкер Павел и порутчик
Александр Александровы дети Обресковы», как указано в купчей от 3
февраля 1824 года. Имение было оценено в 49 тысяч
рублей.
Новым владельцем усадьбы стала
Надежда Ивановна Курманалеева. Именно при ней, в 1829 году — была возведена
домовая церковь во имя Грузинской иконы Божьей Матери, позже построен террасный
спуск с лестницей к Москве-реке, разбит регулярный парк и окончательно сформировалась
каскадная система из трёх прудов. В 1846 году усадьба была поделена на 5
частей. Большая часть осталась за Н. И. Курманалеевой, остальные доли были
присоединены к окрестным «дачам».
В начале 50-х годов XIX века усадьба
была выкуплена старшим братом И. И. Лажечникова — подполковником Николаем Ивановичем Лажечниковым.
После его смерти, имением некоторое время владела его вдова, но в начале 70-х
годов распродала по частям. В 1873 году владельцом части дворянского гнезда
стал граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов, на тот момент владелец усадьбы Спасское, вторая — принадлежала егорьевскому фабриканту Василию
Алексеевичу Хлудову.
Последними владельцами усадьбы,
вплоть до 1917
года, были князья
Ливен. В этот период был построен двухэтажный жилой флигель.
Последней владелицей Кривякина была княгиня Ливен. Она организовала здесь
первую больницу около лесной сторожки, стоявшей по дороге на Чемодурово. Это
был небольшой деревянный дом, где имелись две больничные койки, больных
принимал фельдшер. Княгиня решила организовать также ремесленное училище. С
этой целью построили столярную мастерскую. Из училища было сделано два выпуска.
Село Константиново
Старинное село Константиново раскинулось на правом берегу реки Москвы. Оно
стоит здесь много столетий. Первое упоминание о нём мы находим в летописях,
относящихся к периоду княжения московского князя Ивана Даниловича Калиты. В
1328 году, уходя походом в Орду, Калита оставил письменное завещание своему
старшему сыну Семёну, в котором среди других населённых пунктов называл
Усть-Мерскую и село Константиновское (ныне Константиново).
На одном конце села – кладбище, на другом – небольшая изящная церковь конца
XVIII века, частично разрушенная временем и небрежным отношением людей, но
теперь восстанавливаемая. С южной стороны к церкви примыкает ещё одно небольшое
кладбище. В обычае тех времён было хоронить при церкви наиболее известных,
знатных, уважаемых людей. Здесь имеется несколько любопытных могильных плит.
Почти сто пятьдесят лет назад, летом
1851 года, в имении Спасское на другом берегу Москвы-реки гостил русский
писатель Н. В. Гоголь. Местные жители утверждают, что Гоголь, конечно же, бывал
в Константиновской церкви.
Неверово.
Там, где находился поселок Неверово, – на левом берегу Москвы-реки, вверх
против течения от Неверовского моста, – располагалась помещичья усадьба. Теперь
она полностью стёрта с лица земли. В этой усадьбе на берегу Москвы-реки стоял
массивный двухэтажный деревянный дом, похожий на египетскую пирамиду. Он сгорел
в период Великой Отечественной войны. Рядом с главным домом стояли два
маленьких – слева и справа. По склону, идущему к реке, рос сад с небольшим
домиком посредине, служившим помещику летней дачей. Впереди дома размещался
парк с липовыми аллеями, а в стороне от него по направлению к деревне Неверове
– другой сад и парниковое хозяйство. На месте химкомбината находился скотный
двор, а дальше начинался дубовый лес, простиравшийся далеко к северо-западу от
деревни Неверово. Интересно отметить, что территория леса была изрыта и покрыта
как бы воронками, которые местные жители назвали "ровищи". Место
"ровищ" являлось древней каменоломней. Имеется предположение, что,
когда строился Коломенский кремль в 1525 году, понадобилось много камня. В
окрестностях Коломны его не хватало, коломенцы поднялись вверх по Москве-реке и
здесь нашли богатые залежи камня. Впоследствии каменоломня была закрыта,
заброшена, заросла лесом, и в течение столетий здесь разрослась дубрава. В 1929
году при строительстве химкомбината часть этого леса была вырублена, а когда
вели окружную железную дорогу, вырубили еще значительную площадку. Часть леса
погибла от газов химкомбината, а остатки сведены в Великую Отечественную войну.
Село Карпово
В петровскую эпоху село Карпово принадлежало Никите
Моисеевичу Зотову (около 1644-1718 гг.), учителю, "дядьке" Петра I,
думному дьяку, главе Ближней канцелярии и Печатного приказа, впоследствии
графу. В селе возвышается Михаило-Архангельская
церковь. Церковь Михаила Архангела сооружена в 1884
г. по проекту Н. П. Маркова, согласно храмозданной записи, на средства
благотворителей. Бесстолпный одноглавый одноапсидный храм четвериком соединен с
равновеликой трапезной и шатровой колокольней в два яруса — скромный образец
сельской культовой постройки конца XIX в. Шатровое покрытие колокольни и
характер сдержанной наружной отделки восходит к образцам «тоновской»
архитектуры.
Церковь в Карпове никогда не закрывалась. Утварь, киоты и
деревянный, окрашенный маслом пятиярусный иконостас, современны храму. Сюжетная и орнаментальная живопись
переписана вновь в 1977 г. В храме
находится чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
Храм стоит на пригорке, величаво возвышаясь, и
хотя он небольшой по размерам, удивляет глаз гармоничностью и красотой. Стены
его можно сравнить с белым подвенечным платьем невесты. Над главами храма
вознеслись новые позолоченные кресты, крыша покрылась сусальным золотом .
Усадьба
Федино
Еще одним из исторических памятников является
усадьба Федино.
Усадьба основана в начале XIX в. Н.А. Беклемишевым. В середине столетия ею
владела помещица В.Н. Рахманова, в 1890-м г.- её дочь генеральша П.П.
Ахлёстышева, в 1911 г. — её сын П.Д. Ахлёстышев.
Храм Серафима Саровского выстроен в 1912 г. из кирпича с применением в
конструкциях кровли — железобетона. Церковь представляет собой образец
стиля модерн в его неорусской интерпретации. Архитектура этого небольшого,
компактного сооружения насыщена пластикой форм и чрезвычайно живописна. Мощные
ярусы храма, завершённые щипцами заострённой формы, облегчают и устремляют
ввысь его основной объём, перекрытый крутым четырёхскатным шатром с главкой.
Шатёр и кровли щипцов были покрыты глазурованной черепицей, от которой мало
что сохранилось.
Вход в храм осуществляется через эффектное крыльцо с аркадой на четырёх
круглых столбах по боковой лестнице.
Гладкие плоскости стен оживляют яркие красочные пятна майолики холодных тонов:
рельефный орнамент заполняет тимпаны фигурных наличников, образует нарядный
фриз. Декоративный ансамбль дополняют керамические иконы патрональных святых в
киотах и майоликовая композиция «Спас Нерукотворный» в тимпане крыльца,
исполненные художником С.Т. Шелковым.
На сегодняшний день состояние церкви Серафима Саровского в Федино ужасающее.
Здание дало многочисленные трещины, кирпич буквально «высыпается» из кладки. О
начавшейся было реставрации, напоминают только покосившиеся и почерневшие от
времени строительные леса.
Усадьба Ачкасово.
Дорога в Ачкасово идёт берегом Москвы-реки. Вблизи Воскресенска из окна
автомобиля видны индустриальные пейзажи. Однако после того как Вы минуете
железнодорожный мост из металлоконструкций, производственные антуражи постепенно
сменяются на естественные красоты: слева — всё более открытые поля с
перелесками, справа — деревеньки, вперемешку с рощицами, на подъезде к
Ачкасову — роскошная дубрава.
Село Ачкасово растянулось по течению реки, усадьбу с её хозяйственным
комплексом следует искать у его южной окраины, Никольский храм, напротив,
расположен на севере населённого пункта.
По не уточнённым данным имение основано в середине XVIII столетия
секунд-майором И.М. Норовым, далее оно находится в роду помещиков Стрекаловых,
последний владелец перед Октябрьской революцией — фабрикант
В.А. Балин. Усадебные сооружения (флигель, конный двор, сарай, ледник,
водонапорная башня, оранжерея) обновлены либо возведены вновь в конце XIX
века. Судя по характеру сохранившихся зданий, Ачкасово в то время
экономически процветало. Уцелевшие краснокирпичные постройки не отличаются
оригинальностью. В каждой из них рефреном повторяются одни и те же
мотивы фигурной кладки, лучковые и арочные завершения оконных проёмов с замковыми
камнями. Но есть здесь что-то такое, острым осколком проникающее в душу.
Наверное, загустевший от самосева парк, привольно раскинувшийся на берегу реки;
остатки чугунных оград и каменных ворот, приводивших к воде; фрагменты липовых
аллей, чудом уцелевшие под натиском дачников…
Никольская ампирная церковь возводилась в 1816—1819 гг. на средства владелицы
поместья И.Е. Стрекаловой. Храм обладает типичной трёхчастной продольно-осевой
композицией, но вместе с тем отличается выразительной архитектурой и
удачно найденными пропорциями. Церковь действующая, окружавшие её старые липы
вырублены в 2000 году.
Усадьба
Ашитково
Ашитково поражает изобилием старой
архитектуры. По сторонам главной улицы села в купах сирени прячутся двухэтажные
кирпичные и деревянные дома, щедро украшенные каменным узорочьем и деревянной
резьбой, они будто соперничают друг с другом в декоративном убранстве. Многие
из них заколочены или брошены. Эти постройки, вероятно, относятся ко
времени процветания местной фабрики, её обветшавшее здание можно видеть рядом
с шоссе.
Протяжённая улица упирается в некое подобие площади, на которой безраздельно
царствует пятиглавая Воскресенская церковь. Храм построен в 1878 г. П.И.
Балашовым по проекту архитектора В.О. Грудзины.
Кирпичное сооружение с продольно-осевой композицией сочетает классицистические
традиции и национальные мотивы в декоре, особенно ярко выраженные на
трёхъярусной столпообразной колокольне. В церкви сохранилось внутреннее
убранство — позолоченные резные иконостасы в пять ярусов (центральный), и
в три яруса (боковые). Храм действующий.
- Описание
- Фотографии
- Схема проезда
Ещё одной достопримечательностью Ашитково является бывшая усадьба Беков и
Ламсдорфов. После долгих расспросов местных жителей удалось выяснить, что
имение, раньше занимаемое домом отдыха, теперь пустует. Аккуратно выкрашенные в
голубой цвет и надёжно запираемые ворота подсказывали мне что-то иное…
Как бы то ни было, за ними, в тиши старинного парка, стоит
двухэтажный с боковыми пониженными крыльями господский дом стиля
неоклассицизма, возведённый в начале XX столетия.
Первым владельцем усадьбы Ашитково и села Михалёво Бронницкого уезда был
лейб-медик Императора Павла I — Иван Филиппович Бек. Затем поместье
перешло к статскому советнику И.А. Беку.
Гофмейстер, граф А.М. Ламсдорф, получил его в качестве приданного своей супруги
Марии Ивановны, урождённой Бек. Брак этот, в начале такой желанный и трепетный,
позднее превратился в настоящие оковы. Мария Ивановна, будучи женщиной
поэтичной и возвышенной, тяготилась своим чопорным мужем и его
мещанскими взглядами.
Граф С.Д. Шереметев в своих мемуарах писал: «В гр. Ламсдорфе было какое-то
ходульное величие и рядом с этим много смешных сторон. Так, на берегу
Женевского озера учился он декламации, находя это нужным для своей дальнейшей
карьеры. В ранней молодости, ещё в полку, он попал в кружок почитателей А.Н.
Муравьёва, но за границей он завел дружбу с мыслителем Навилем и, сохраняя
внешнюю связь с православием, духом и стремлениями был вполне протестант. Русский
лоск ему был нужен для успеха, он прикидывался ультраправославным и москвичом,
а в душе своей ненавидел всё истинно русское. В то время легко было морочить
людей и нужно отдать справедливость Ламздорфу: он морочил долго, и морочил
многих. В этом человеке под личиною религии и высоких стремлений кроется
беспощадная посредственность карьериста школы Бирона. Такие люди процветали при
имп. Анне…»
|