Стратегия
развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий
потребовала внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику,
активизировала поиск новых моделей образования, направленных на повышение
уровня квалификации и профессионализма работников, на удовлетворение
потребностей общества в молодых специалистах, способных к успешной адаптации и
самореализации в быстро меняющейся социальной среде. Многочисленные
исследования показали, что сегодня для большей части старшеклассников наиболее
значимыми источниками знаний о мире стали средства массовой информации и
коммуникации. Учителя обеспокоены тем, что средства массовой информации и
коммуникации не только формируют у учащихся искаженное представление об
окружающем мире, но и негативным влиянием сообщений масс-медиа на поведение
школьников. Однако не достаточно лишь констатировать этот факт, необходимо
предложить реальные пути выхода из создавшегося положения. Очевидно, что
потребуются изменения в подготовке учителей, которые смогут создать в школе не
только условия для культурного роста и саморазвития школьников, но и для
противодействия влиянию средств массовой информации и коммуникации на
формирование поведения учащихся.
В информационной среде произошли изменения, которые связаны с появлением новых
технических средств передачи информации, благодаря которым практически любая
информация стала доступна практически каждому человеку. Это не смогло не
наложить отпечаток на формирование поведения школьников, поскольку в известной
мере разрушило те барьеры и ограничения, которые искусственно, в педагогических
целях создавались родителями и учителями. Так, информация, создаваемая
специально для взрослых, стала доступна школьникам, у которых еще или полностью
не сформированы, или сформированы в недостаточной степени представления о
нравственности и морали.
Ни родители, ни учителя, которые выросли и
сформировались как личности в совершенно других информационных условиях,
оказались не готовыми к работе с подрастающим поколением в изменившемся мире.
Вряд ли можно назвать справедливыми обвинения в адрес школы и семьи как
социальных институтов, что именно на них лежит ответственность за прочную
тенденцию к ухудшению поведения школьников, поскольку в основе этого
негативного явления лежат не субъективные факторы (учитель или родитель не
хочет заниматься воспитанием), а объективные причины (родитель и учитель не
знают, как воспитывать сегодня, и пытаются это делать так, как делали
десятилетия и столетия тому назад).
Ребенок в процессе учебной деятельности имеет
дело не только с различными предметами, но и вступает в определенные отношения
с людьми: учителями, учащимися. Независимо
от того, понимает или не понимает ребенок свою ответственность перед ними,
хочет или не хочет думать о них, но самой организацией учебной деятельности он
вынужден считаться с другими, учитывать их интересы.
Сегодня на первое место среди источников
информации об окружающем мире выходят пресса, радио, телевидение, глобальные
компьютерные сети, т.е. все то, что принято называть средствами массовой
информации и коммуникации (масс-медиа, СМИ или СМК). СМИ оказывают значительное
влияние на формирование поведенческих реакций человека, поэтому в современных
условиях нельзя их не учитывать и тем более игнорировать при разработке новых
методик формирования и коррекции поведения школьников. В связи с этим
необходимо оценить воспитательный потенциал медиаобразования.
Главную задачу медиаобразования можно
сформулировать так: подготовить человека к полноценному включению его в систему
связей в процессе массовой коммуникации. Сообщения средств массовой информации обладают большим воспитательным
потенциалом.
Существует классификация методических
приемов обучения школьников новому поведению по виду используемых средств
передачи информации:
1)
методические приемы с использованием печатных СМИ (газеты, журналы,
рекламные брошюры и буклеты и т.п.);
2)
методические приемы с использованием экранно-звуковых средств массовой
информации (кинематограф, телевидение, видеозапись);
3)
методические приемы с использованием средств новых информационных технологий
(компьютерные программы, Интернет).
Вооружая учащихся знаниями и умениями
защищать себя от манипулирования сознанием средствами массовой информации,
учителя в своей работе используют целый ряд интересных методических приемов:
1.
Постановка учащихся в ситуацию самостоятельного поиска информации, используя средства
массовой информации и библиотеку школы как информационный центр. Использование
этого метода позволяет не только разрешить старое противоречие, заключающееся в
необходимости включения новых научных знаний в контекст базового образования и
невозможностью расширения учебных программ из-за значительной перегрузки
учащихся.
Со старшими школьниками используются
методические приемы, которые неразрывно
связаны с теми учебными предметами, которые в данном классе изучают учащиеся.
Например, средства массовой информации на уроке географии становятся не только
средством передачи учебной информации, но и средством обучения правильному
обращению с книгой, журналом, газетой. Ознакомление с правилами строится в
форме диалога: учитель просит учащихся обосновать каждое из правил, приводя
примеры из собственного опыта работы с газетами и журналами, которые были
испорчены другими читателями.
В курсе общей
биологии учащимся неоднократно приходится обращаться к различного рода
изданиям, содержащим информацию, которой нет в школьном учебнике. Особенно
часто такие обращения происходят при изучении разделов «Экология»,
«Происхождение жизни на Земле» и др.. Когда учитель объясняет учащимся, что
необходимые для качественной подготовки к уроку сведения они могут найти в
сообщениях средств массовой информации, он не только дает им рекомендательный
список газет, журналов, телепередач, сайтов, но и объясняет, как работать с
этими средствами массовой
информации.
2.
Постановка в альтернативную ситуацию. Суть этого приема заключается в
следующем. Учить искусственно создает ситуацию (на уроке, во время
разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий), разрешить которую можно
разными способами. Выбор способа остается за учеником, но при этом он должен
обосновать свои действия. Наиболее часто этот методический прием используется
при подготовке к проведению так называемых предметных недель. Если во время,
например, недели естественно научного цикла планируется провести вечер
занимательной географии для учащихся начальной школы, то учащиеся старших
классов должны:
а)
написать сценарий вечера;
б)
подобрать красивые и эффектные презентации, доступные для понимания младшими
школьниками;
в)
подготовить оформление кабинета, в котором будет проводиться мероприятие;
г)
распределить и выучить свои роли.
Решение
любой из перечисленных задач складывается из более мелких (частных) задач. Так,
подбор презентации требует длительной работы со специальной литературой. Каждый
учащийся, принимающий участие в подготовке мероприятия, оказывается в ситуации
выбора: какой путь избрать, чтобы принести как можно больше пользы для общего
дела.
3.
Обсуждение прочитанного в газетах и журналах. Этот
методический прием используется на уроках естественно научного цикла, особенно
в тех случаях, когда сообщение содержит научные неточности или ошибки. Этот
прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к предмету.
4.
Подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Данный
методический прием предполагает, что ученик должен самостоятельно подготовить
небольшое информационное сообщение, содержащее не только перечисление фактов,
но и их оценку. Выбор носителя информации (от обычного листа бумаги до сайта в
Интернете) не имеет принципиального значения, хотя современный ученик отдает
предпочтение использованию сложных технических средств: фотокамеры,
видеокамеры, компьютера. При использовании этого методического приема учитель
составляет задание для учащихся таким образом, чтобы в нем тесно переплетались
задачи предметного обучения и задачи воспитания.
5.
Использование информационных ресурсов Интернета. В основе этого
методического приема лежит стремление школьников к овладению новыми
техническими средствами передачи информации и, прежде всего компьютером и
компьютерными сетями. Школьники имеют высокую мотивацию на овладение
техническим средством, предоставляющим широкие возможности коммуникативного
общения. Но при взаимодействии учащихся с информацией существуют следующие
субъективные и объективные факторы:
а)
информация в Интернете малодостоверна и
хаотична; ее достоверность часто не представляется возможным проверить,
обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов
искаженной. Она во многих случаях
представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена
на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими,
экономическими или другими целями;
б)
школьник мало подготовлен к взаимодействию с таким мощным источником
воздействия, каким является Интернет. Он, зачастую, самостоятельно
интерпретирует полученную информацию в зависимости от знаний, возраста,
жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько
правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть от того,
обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли
критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации,
соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать
информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
Из
всех средств массовой информации и коммуникации только Интернет объединяет в
себе одновременное использование методических приемов применения средств
массовой информации в целях воспитания.
|