Взаимодействие интереса и умений в процессе решения
межпредметных задач.
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными
умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять МПС. Изучение
психологии мышления доказало, что в качестве внутреннего побудителя поисковой
деятельности, действующего сопряжено со знаниями и способами, выступает
осознание цели, познавательной потребности, которая регулирует процесс поиска,
отражаясь и на его эмоциональной насыщенности. Принятие межпредметной задачи в
значительной мере зависит от теоретической направленности познавательных
интересов ученика, его стремления к познанию философских, мировоззренческих
аспектов в предметных знаниях.
Осознанное вычленение межпредметной задачи, являясь одним из проявлений
творческих действий учащихся, способствует тесной корреляции знаний и способов
действий в структуре умений ее решать. Вычисление коэффициентов корреляции
показало тесную связь между уровнями знаний и способов действий в работах
учащихся, самостоятельно выделивших межпредметную познавательную задачу.
В процесс решения межпредметной познавательной задачи учащиеся включают
предметные умения, их активность зависит и от мотива интереса к соответствующим
учебным дисциплинам. Здесь также наблюдается тесная связь между уровнем
интереса к предмету, широтой и успешностью использования знаний из него.
Учащиеся привлекают новые сведения из дополнительных источников информации,
находят оригинальные способы их анализа и связи с программным материалом.
Отсутствие устойчивых предметных интересов и знаний лишает ученика основы в «межпредметной»
деятельности, вызывая подчас негативное отношение к ней. Межпредметные связи на
первых этапах включения в познавательную деятельность изменяют соответствие
уровней умений и интересов учащихся по предметам. Умения, проявляемые при
решении межпредметных задач, начинают в большей степени зависеть от опыта
переноса, овладения его способами, чем от ранее сложившегося, но тем не менее
подвижного интереса к тому или иному предмету. У одних учащихся под влиянием
межпредметных связей повышается интерес к ранее не интересовавшим их предметам,
а уровень знаний и умений еще остается невысоким. У других, наоборот,
значительно возрастают умения межпредметного переноса, но заметных изменений в
развитии предметных интересов не наблюдается. Они сохраняют устойчивость. Это
объясняется тем, что МПС не являются единственным фактором, формирующим
познавательные интересы учащихся.
Познавательный опыт, ограниченный узкопредметными рамками, мешает увидеть
хорошо известное в новом, необычном аспекте, необходимом для творческого
решения межпредметной задачи. Возникающее на первых этапах познавательной
деятельности на основе межпредметных связей рассогласование между ранее
сформировавшимися умениями и интересами учащихся в последующем нивелируется,
происходит усиление взаимосвязей умений и интереса на качественно новой
обобщенной содержательной основе. Систематически включаемые в учебное познание
МПС положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Это
способствует умственному развитию школьников и формированию широких
познавательных интересов как одному из показателей развития личности. В
деятельности на основе МПС возникает устойчивая зависимость: широта
познавательных интересов – осознанное восприятие межпредметных задач –
потребность в познании межпредметных связей – творческий подход – умение
мыслить системно – познавательная самостоятельность ученика.
|