Среда, 01.05.2024, 18:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Лебедевой Натальи Ивановны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Программа школьного научного общества "Эврика"

Программа

научного общества

«Эврика»

Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования «НО «Эврика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.

Программа направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и исследовательских способностей, на формирование деятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

  • в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося. Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.

Место данной программы является неотъемлемой частью общеинтеллектуального развития школьников. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Цель программы:

  1. Повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся,
  2. Формирование навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  • этой программы в том, что социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

Программа позволяет:

- формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;

- формировать у детей учебную мотивацию;

- диагностировать интеллектуальное развитие детей;

- реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Педагогическая значимость:

  • Стимулирует творчество и самостоятельность
  • Сочетает коллективное и индивидуальное творчество
  • Реализует принципы сотрудничества
  • Открывает возможность формирования жизненного опыта
  • Развивает личность ребенка

 

Основные задачи и направления деятельности НО:

1. Формирование школьного научного сообщества со своими традициями;

2.Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

3. Содействие профессиональному самоопределению учащихся;

4.Углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;

5. Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов;

6. Проведение исследований, имеющих практическое значение;

7. Разработка и реализация исследовательских проектов;

8. Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;

9. Формирование представлений о природном и социальном окружении человека, умений вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

10. Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, обработки результатов и их презентации;

11. Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

12.Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

13. Выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

14. Разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы и выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

15. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

16. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

17. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

18. Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

19. Совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;

20. Повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;

21. Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающего приоритетные задачи воспитания и обучения;

22. Вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

23. Сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

24. Глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

25. Формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

  1. Приобретение коммуникативных умений;
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации.

Деятельность НО по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:

- систематичность и последовательность в освоении знаний и умений;

- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;

- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда;

- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;

-принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека; -принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;

- принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;

-принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;

- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями;

- принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию);

- принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников);

--принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);

-принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);

-принцип ориентации на успех;

-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью)

Технологии:

-Информационно-коммуникативные технологии

-Проектная деятельность

-Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний

Формы контроля

- Проект и исследовательская работа

- Буклет, рисунок, реклама, видеоролик и др.

- Презентация

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Поисково-исследовательский.

4. Метод интерактивного обучения.

Характеристика методов исследования:

Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.

Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…

Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.

Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.

Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Моделирование может быть предметным и знаковым.

В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.

При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.

Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.

Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.

Работа с научной литературой.

Подходы обучения: системно-деятельностный подход

Основные направления развития НО.

Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут открыть сами и исследовать.

 

Содержание и организация работы

научного общества «Эврика».

1.Составление программ и разработка проектов и тем исследований.

2. Участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках.

3.Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций.

4.Выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами.

5.Встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек.

6.Подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.

Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:

1. Изучение теоретического материала.

2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

4. Освоение методики исследования.

5. Сбор собственного экспериментального материала

6. Обработка материала.

7. Обобщение, анализ, выводы.

8. Представление исследовательской работы.

Содержательные линии программы:

- Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

- Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

- Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

- Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.

Первый этап- формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.

В основе методов проекта и исследований положены:

  • Умение находить решение проблемы творчески
  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания
  • Умение критически мыслить

Этапы работы над проектом

  1. Мобилизирующий этап ( пропедевтика, подготовка)
  2. Основной этап (актуализация знаний, планирование работы, исследовательская деятельность, результаты и выводы)
  3. Представление готового продукта (итоговое занятие, буклет, презентация, рисунок)
  4. Оценка процессов и результат работы.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

-обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

-применение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения;

-формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны научиться:

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию, делать выводы;

Обучающиеся должны уметь:

использовать основные исследовательские методы:

  1. поиск информации,
  2. сбор и обработка данных,
  3. научное объяснение полученных результатов,
  4. видение и выдвижение новых проблем,
  5. выдвижение гипотез,
  6. способов их решения.

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:

  • видеть проблему;
  • самостоятельно ставить задачи;
  • работать с литературными источниками;
  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Формы работы:

1. индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях:

1) отдельные задания; создание спецкурсов, системы творческих и практико-ориентированных заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.

2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников);

2. групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам; обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности; разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов; организация выставок, проведение научных семинаров и конференций; изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.

3. массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок; создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.

Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки. По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz