Среда, 15.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Лебедевой Натальи Ивановны

Категории раздела
Мои статьи [28]
Религиозные конфессии в России [2]
Характеристика религий в России
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Топонимические заметки о Воскресенске.

Топонимические заметки о Воскресенске.

Топонимика – наука, изучающая историю географических названий. Топонимы нашего края интересны и порой уникальны. Однако на сегодняшний день нет единства в их трактовке. Но, тем не менее, многие версии заслуживают внимания. Расшифрованные названия населенных пунктов, неся в себе информацию о географическом описании местности, о людях и о владениях этих земель, позволяют выстроить картину событий, происходивших в здешних местах несколько веков назад.

Много на Воскресенской земле сел, деревень, рек и речушек, угодий и урочищ, чья территория предстает перед нами через их названия. Приведем трактовку лишь некоторых географических названий, непосредственно связанных с пребыванием монголо-татар в наших краях.

Погост Пять Крестов. Рядом с современными постройками Москворецкого квартала сохранился погост, названный Пять Крестов. Название местечку дали пять курганов, расположенных на берегу реки Семиславки. Над этими курганами когда-то возвышались пять деревянных крестов, установленных в память о русских воинах, погибших в боях с врагами во время монголо-татарского вторжения. В народе же говорят, что похоронены здесь были отец и его четыре сына.

Ратчино. Ратмирово. В пору нашествия Золотой Орды деревни и селения были сборными пунктами войск, противостоящих врагу. Название "Ратчино", по преданию, происходит от слов "рать" и "чинить", то есть собирать войско. Ратмирово (первоначально "Рать-мир") – составное от слов "рать" и "мир"- трактуется как "заключать мир". Можно предположить, что здесь могли сходиться рати. Об этом свидетельствует и большое кладбише человеческих костей, обнаруженное на глубине 5-6 метров от земной поверхности.

Колыберево. Это селение, по одной из версий, возникло на том месте, где когда-то рос мелкий частый лес, пригодный для рубки кольев. Слова древнерусского языка "колы бери" и стали якобы основой названия Колыберево.

Реки Отра и Семиславка. После гибели под стенами Коломны в 1237 г. хана Кюлькана Батый посылает на приступ непокорного города двух чингизидов Берке-хана и Аргун-хана. После взятия Коломны монголо-татары еще долгое время находились в ее окрестностях. Аргун-хан со своей ордой расположился на правом берегу Москвы-реки, неподалеку от устья впадающей в нее небольшой речушки с пойменными лугами. Речушку ту тотчас же окрестили по-тюркски "Отра", что означало "Травяная река", а вернее, "река с хорошими пастбищами".

Берке-ханом было выбрано для своих людей место по левому берегу Москвы-реки, в устье реки Семиславки. Название свое Семиславка получила в память о семи славных победах, одержанных здесь русскими воинами в схватке с монголо-татарами. Как долго продолжалось пребывание этих двух ханов в наших местах, установить трудно, но народ хранит память о суровых временах.

Аргунова и Беркино. Названия Аргунове и Беркино хорошо знакомы воскресенцам. Что же известно о дальнейшей судьбе монголо-татарских предводителей, чьи имена дали название населенным пунктам нашего района? Берке-хан, покинув наши края, перекочевал в низовье Волги, а Аргун-хан обосновался в далеком Конделене. Ханы ушли, но оставили вместо себя баскаков – сборщиков дани. За 69 лет пока баскаки, сменяя друг друга, собирали дань в наших краях, многие местечки получили монголо-татарские и тюркские названия, до сих пор сохраняющиеся на карте Воскресенского района.

Ашитково, Ворщиково, Дворникове, Кладъково, Косяково, Шилъково. Названия отдельных населенных пунктов, неся в себе индивидуальную информацию, иногда имеют сходное звучание с другими названиями. Характерная черта, объединяющая все эти топонимы, заключается в одной из составляющих эти слова – части "ков". Появление ее не случайно. Это не часть слова, а целое слово, обозначавшее у монголов тип ландшафта. Монгольское "гов" переведено как увалистая, пересеченная местность, а точнее "сопка", "бугорок", "гора". Монгольское "гов" трансформировалось в тюркское "ков" и вошло в названия русских селений вместе с приходом в наши края монголо-татарских племен и покоренных ими тюркских народов

Кладьково – "бугорок с кладьями". Кладьковская возвышенность буквально со всех сторон величаво господствует над "окружающей местностью. Монголы, видимо, приметили, что добраться до высокого бугра можно было лишь по узким кладям, проложенным в лесах через топкие болотистые места. Болота не остановили Орду: на видимую за десяток верст гору привел свое войско, турок по происхождению, половецкий хан Серик Торбай, перешедший на службу к монголам. В настоящее время деревни Кладьково нет на карте Воскресенского района.

Ашитково – название, возникшее от имени одного из тюркских военачальников батыевых времен – "Гора Ашита". Впрочем, нынешних ашитковских жителей вполне устраивает версия о том, что название это произошло от слово "ошибка", которая вкралась при мерке земли. Вот и получилось сначала "Ошибково", а уж затем и "Ашитково".

Вощиково – "лесистая гора".

Дворниково – "бугор с дворами", то есть обжитый бугорок, на котором жили люди еще до прихода монголов.

Глиньково – "глинистый бугор".

Шильково. Слово "шиль" происходит от тюркской основы "шилки", что означает "узкая долина". В нашем Шилькове пойма реки Медведки стеснена до узкой полоски. О том, что монголы, тюрки и татары проходили поймой реки Медведки и долго здесь жили, свидетельствуют и другие географические названия окрест Шильково: Хорлово, Татарская горка, Цыганский лес и Конюшков овраг (в деревне Елкино), Коняево (луг у деревни Ильино).

Сабурово, Марчуги. На правом берегу Москвы-реки расположены три населенных пункта: Марчуги, Новлянское, Сабурово. По преданию, названия эти происходят от фамилии татарских воевод – Марчуха, Новли и Сабура, перешедших на службу к московским князьям во времена распада Золотой Орды и принявших христианскую веру. За службу московские князья наделяли их землями и позволяли создавать боевые дружины для отражения вражеских набегов.

Сабурово. В Подмосковье было известно семь сел с названием Сабурово. Одно из них расположено в нашем районе. Все эти села могли принадлежать роду Сабуровых, так как на Руси нередко названия сел и деревень принимали имена своих владельцев.

В исторической литературе принято связывать село Сабурово, расположенное в нашем районе, с именем отважного ратника, участника Куликовской битвы Федора Сабура, потомка золотоордынского мурзы Четы. В Ростовской летописи есть упоминание о том, что Федор Сабур после жестокого боя обнаружил великого князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, "...в дуброве велми язвеналежаща" (раненного, лежащего в роще).

Марчуги – одно из древнейших селений в низовьях Москвы-реки. Первое письменное упоминание о нем содержится в духовной грамоте (завещании) великой княгини Софьи Витовтовны, вдовы Московского великого князя Василия I Дмитриевича, датированной 1451 годом, которая владела селом. Во второй половине XIV века село было пожаловано в наследственное владение князю Михаилу Федоровичу Пожарскому, который служил в Москве, а лето семья обычно проводила в своей подмосковной вотчине. После смерти родителей село Марчуги по завещанию матери переходит во владение к князю Дмитрию Пожарскому, детские годы его прошли в селе Марчуги на Воскресенской земле. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalia70 (16.05.2013)
Просмотров: 3588 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz