Топонимические
заметки о Воскресенске.
Топонимика – наука, изучающая
историю географических названий. Топонимы нашего края интересны и порой
уникальны. Однако на сегодняшний день нет единства в их трактовке. Но, тем не
менее, многие версии заслуживают внимания. Расшифрованные названия населенных
пунктов, неся в себе информацию о географическом описании местности, о людях и
о владениях этих земель, позволяют выстроить картину событий, происходивших в
здешних местах несколько веков назад.
Много на Воскресенской земле сел, деревень, рек и речушек, угодий и урочищ,
чья территория предстает перед нами через их названия. Приведем трактовку лишь
некоторых географических названий, непосредственно связанных с пребыванием
монголо-татар в наших краях.
Погост Пять Крестов. Рядом с
современными постройками Москворецкого квартала сохранился погост, названный
Пять Крестов. Название местечку дали пять курганов, расположенных на берегу
реки Семиславки. Над этими курганами когда-то возвышались пять деревянных
крестов, установленных в память о русских воинах, погибших в боях с врагами во
время монголо-татарского вторжения. В народе же говорят, что похоронены здесь
были отец и его четыре сына.
Ратчино. Ратмирово. В пору нашествия Золотой Орды
деревни и селения были сборными пунктами войск, противостоящих врагу. Название
"Ратчино", по преданию, происходит от слов "рать" и
"чинить", то есть собирать войско. Ратмирово (первоначально
"Рать-мир") – составное от слов "рать" и "мир"-
трактуется как "заключать мир". Можно предположить, что здесь могли
сходиться рати. Об этом свидетельствует и большое кладбише человеческих костей,
обнаруженное на глубине 5-6 метров от земной поверхности.
Колыберево. Это селение, по одной из версий,
возникло на том месте, где когда-то рос мелкий частый лес, пригодный для рубки
кольев. Слова древнерусского языка "колы бери" и стали якобы основой
названия Колыберево.
Реки Отра и Семиславка. После гибели
под стенами Коломны в 1237 г. хана Кюлькана Батый посылает на приступ
непокорного города двух чингизидов Берке-хана и Аргун-хана. После взятия
Коломны монголо-татары еще долгое время находились в ее окрестностях. Аргун-хан
со своей ордой расположился на правом берегу Москвы-реки, неподалеку от устья
впадающей в нее небольшой речушки с пойменными лугами. Речушку ту тотчас же
окрестили по-тюркски "Отра", что означало "Травяная река",
а вернее, "река с хорошими пастбищами".
Берке-ханом было выбрано для своих людей место по левому берегу
Москвы-реки, в устье реки Семиславки. Название свое Семиславка получила в
память о семи славных победах, одержанных здесь русскими воинами в схватке с
монголо-татарами. Как долго продолжалось пребывание этих двух ханов в наших
местах, установить трудно, но народ хранит память о суровых временах.
Аргунова и Беркино. Названия Аргунове и Беркино хорошо
знакомы воскресенцам. Что же известно о дальнейшей судьбе монголо-татарских
предводителей, чьи имена дали название населенным пунктам нашего района?
Берке-хан, покинув наши края, перекочевал в низовье Волги, а Аргун-хан
обосновался в далеком Конделене. Ханы ушли, но оставили вместо себя баскаков –
сборщиков дани. За 69 лет пока баскаки, сменяя друг друга, собирали дань в
наших краях, многие местечки получили монголо-татарские и тюркские названия, до
сих пор сохраняющиеся на карте Воскресенского района.
Ашитково, Ворщиково, Дворникове, Кладъково, Косяково,
Шилъково. Названия отдельных населенных пунктов, неся в себе индивидуальную
информацию, иногда имеют сходное звучание с другими названиями. Характерная
черта, объединяющая все эти топонимы, заключается в одной из составляющих эти
слова – части "ков". Появление ее не случайно. Это не часть слова, а
целое слово, обозначавшее у монголов тип ландшафта. Монгольское "гов"
переведено как увалистая, пересеченная местность, а точнее "сопка",
"бугорок", "гора". Монгольское "гов"
трансформировалось в тюркское "ков" и вошло в названия русских
селений вместе с приходом в наши края монголо-татарских племен и покоренных ими
тюркских народов
Кладьково – "бугорок с кладьями".
Кладьковская возвышенность буквально со всех сторон величаво господствует над
"окружающей местностью. Монголы, видимо, приметили, что добраться до
высокого бугра можно было лишь по узким кладям, проложенным в лесах через
топкие болотистые места. Болота не остановили Орду: на видимую за десяток верст
гору привел свое войско, турок по происхождению, половецкий хан Серик Торбай,
перешедший на службу к монголам. В настоящее время деревни Кладьково нет на
карте Воскресенского района.
Ашитково – название, возникшее от имени
одного из тюркских военачальников батыевых времен – "Гора Ашита".
Впрочем, нынешних ашитковских жителей вполне устраивает версия о том, что
название это произошло от слово "ошибка", которая вкралась при мерке
земли. Вот и получилось сначала "Ошибково", а уж затем и
"Ашитково".
Вощиково – "лесистая гора".
Дворниково – "бугор с дворами", то
есть обжитый бугорок, на котором жили люди еще до прихода монголов.
Глиньково – "глинистый бугор".
Шильково. Слово "шиль" происходит
от тюркской основы "шилки", что означает "узкая долина". В
нашем Шилькове пойма реки Медведки стеснена до узкой полоски. О том, что
монголы, тюрки и татары проходили поймой реки Медведки и долго здесь жили,
свидетельствуют и другие географические названия окрест Шильково: Хорлово,
Татарская горка, Цыганский лес и Конюшков овраг (в деревне Елкино), Коняево
(луг у деревни Ильино).
Сабурово, Марчуги. На правом берегу Москвы-реки
расположены три населенных пункта: Марчуги, Новлянское, Сабурово. По преданию,
названия эти происходят от фамилии татарских воевод – Марчуха, Новли и Сабура,
перешедших на службу к московским князьям во времена распада Золотой Орды и
принявших христианскую веру. За службу московские князья наделяли их землями и
позволяли создавать боевые дружины для отражения вражеских набегов.
Сабурово. В Подмосковье было известно семь
сел с названием Сабурово. Одно из них расположено в нашем районе. Все эти села
могли принадлежать роду Сабуровых, так как на Руси нередко названия сел и
деревень принимали имена своих владельцев.
В исторической литературе принято связывать село Сабурово, расположенное в
нашем районе, с именем отважного ратника, участника Куликовской битвы Федора
Сабура, потомка золотоордынского мурзы Четы. В Ростовской летописи есть
упоминание о том, что Федор Сабур после жестокого боя обнаружил великого князя
Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, "...в дуброве велми
язвеналежаща" (раненного, лежащего в роще).
Марчуги – одно из древнейших селений в
низовьях Москвы-реки. Первое письменное упоминание о нем содержится в духовной
грамоте (завещании) великой княгини Софьи Витовтовны, вдовы Московского
великого князя Василия I Дмитриевича, датированной 1451 годом, которая владела
селом. Во второй половине XIV века село было пожаловано в наследственное
владение князю Михаилу Федоровичу Пожарскому, который служил в Москве, а лето
семья обычно проводила в своей подмосковной вотчине. После смерти родителей
село Марчуги по завещанию матери переходит во владение к князю Дмитрию
Пожарскому, детские годы его прошли в селе Марчуги на Воскресенской земле.
|