Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое
прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали
окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой
деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в
подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные
знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться
соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к
природе, истории, культуре своего народа.
Цели: главной целью краеведения является
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой
край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и
желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные
задачи:
·
формирование
представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его
сложной структуры;
·
ознакомление с
историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные
задачи:
·
развитие
гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
·
формирование
личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
·
пробуждение
деятельной любви к родному месту жительства;
·
формирование
толерантности и толерантного поведения;
·
укрепление
семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и
родителей;
·
наличие
богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через
семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
·
изучение
жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы,
книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в
деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и
культуры;
·
формирование
экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
·
позитивно-сберегающего
отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие
задачи:
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
·
стимулирование стремления
знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через
тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие
специализированные акции;
·
адаптация к
реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной
ситуации;
·
ориентация при
решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
·
формирование
способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем
сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Предполагаемые
результаты обучения.
·
освоение
знаний об основных краеведческих понятиях;
·
особенностях
природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об
окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального
использования;
·
стремление
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной
ориентации
Занятия
будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами:
викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Реализация
обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
·
признание
приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование
патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
·
выделение
этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с
определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при
соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении
на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
·
изложение
содержания с территориально – хронологических позиций;
·
понимание
краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
·
пристальное
внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни
своего района, города, села, улицы, дома;
·
опора
на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
В
организации:
·
реализация
важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа
уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных
объектов, исторических памятников и т.п.;
·
придание
особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное
использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа,
мультимедийных технологий;
·
вовлечение
в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с
источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции
(археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические
и т.п.), экскурсии и туристические походы.
|